Страшно и интересно! Научно-практическая конференция «Телесная- и танатотерапия в онкологии»
15 октября 2012 года в Европейской клинике состоялась первая в нашей стране, да и в мире, – научно-практическая конференция «Телесная- и танатотерапия в онкологии». Конференция была организована совместно с АНО «Институт танатотерапии». Это тот, действительно редкий случай, когда медицина (хочется написать официальная, но клиника, все-таки, частная!) — повернулась к тесным психотерапевтам и танатотерапевтам не привычным для таких ситуаций местом, а лицом.
Открывая конференцию, президент АНО «Институт танатотерапии» психолог Владимир Юрьевич Баскаков отметил исключительный интерес к области онкологии как со стороны специалистов, так и населения. До сих пор над этой темой витает зловещая тень Смерти, что приводит к привычному ее (этой области) вытеснению, игнорированию (феномен «Смерти нет!»). Являясь невеждой в онкологии (ср., «Встают невежды и удивляют небеса!»), именно эта независимость от медицинских догматов позволяет выступающему обнаружить места продуктивного сотрудничества психологов, психотерапевтов, особенно,- танатотерапевтов с больными, родственниками и медперсоналом. Эти идеи уже в течение десятка лет успешно применяются в подготовке волонтеров хосписов на дому в рамках программы «Qavio» (г. Сьена, Италия). Так, борьбу за жизнь больного, а медицинский язык изобилует милитаристскими терминами типа «приступ боли», «борьба за жизнь» и др., предлагается в данном подходе рассматривать как территорию взаимодействия врача, больного и родственников. Когда больной и врач не находятся по разные стороны этой своеобразной баррикады, а выступают партнерами (сотрудниками) одного проекта. Тогда и взаимодействие с болью (а больной – от слова боль!) можно рассматривать как своеобразную педагогическую задачу («А боль куда?!» Лев Толстой «Смерть Ивана Ильича») (См. фото). Не менее важный вопрос этой области — мотивация и телесное обеспечение работающих в этой сфере врачей, как своеобразный залог избегание крайностей (от толерантности до эмоционального сгорания).
Бялик Марина Александровна (Россия, США), кандидат биологических наук, клинический социальный работник, Palliative Care Initiative, Inc., поделилась с собравшимися теми проектами, которыми давно занимается, как о некоем комплексе, создании единого пространства поддержки онкологических больных, как о своеобразной «территории» поддержки и обучения (прежде всего, – за счет предоставляемой информации). Так, исследования, проведенные в Медицинской школе Гарвардского университета на группе людей с раком легкого 3-й и 4-й клинической группы, — показали, что, если паллиативную помощь начинать сразу, то не только качество жизни пациентов становится лучше (что является прямым следствием привлечения паллиативной помощи), но и средняя продолжительность жизни увеличивается в среднем на одиннадцать месяцев. И лечение становится дешевле, потому что пациенты более строго следуют рекомендациям врачей. Когда диагноз поставлен, то речь идет в основном об информационной и психологической части. Заболевший человек сталкивается с принципиально новыми проблемами и необходимостью принимать решения в ситуации, в которой он не ориентируется. А решения настолько важные, что порой от них зависит жизнь человека. Отсюда и задача — выстроить пространство, в котором человек сможет выбрать своеобразную уникальную траекторию этого пространства.
Ведущий научный сотрудник Института нейрохирургии им. Бурденко РАМН, кандидат медицинских наук Максакова Ольга Арсеньевна,рассказала о создании и работе психологической службы в отделении реабилитации института и о специфике т.н. командного подхода в работе этой службы. Были продемонстрированы слайды, показывающие различные виды помощи пациентам в рамках описываемого командного подхода.
Газарова Елена Эдуардовна, клинический психолог, аналитик, танатотерапевт-тренер, танатотерапевт-супервизор, учредитель и директор Института телесности человека, соучредитель и заместитель директора Института танатотерапии по обучению и науке, член Совета АТОПа поделилась с собравшимися своими мыслями на тему «Есть ли жизнь до смерти и некоторые соображения о профилактике онкологии с точки зрения психотерапии». Основываясь на своем опыте работы с онкологическими пациентами, не принимая формулировку «лечить онкологию», а принимая формулировку «лечить человека, у которого развилось онкологическое заболевание», называя такого человека «пациентом» («страдающий»), – выступающая поставила ключевой вопрос. Человек страдал при жизни – и потому у него развилась онкология, или у него каким-то немыслимым образом развилось онкологическое заболевание и теперь он страдает? Е.Э.Газарова склоняется к первому варианту. Разводя Бытие и Жизнь, современный человек больше находится в Жизни, нежели в Бытие. Отсюда и вытеснение Смерти, как элемента Бытия. Как Человек относится к Бытию, так и Бытие относится к Человеку. Избегая Бытия с его аспектом — Смертью, — человек теряет в жизненности. Его жизненность падает, что и приводит к появлению онкологии.
Баскакова Марина Андреевна, психолог, гештальттерапевт, ассоциированный член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР), тренер Института танатотерапии, член Профессионального Совета и руководитель программ Московского гештальт-института, действительный член Европейской ассоциации гештальт-терапевтов (ЕАGT) рассказала об особом способе проживания жизни, который именуется «быть больным». Смерть не всегда связана с онкологией. Как проживать это состояние онкологического больного, будучи заинтересованным жизнью и когда смерть не является самым драматическим моментом. Были описаны стадии осознавания больными своего онкологического статуса и даны их психологические характеристики, связанные с переживаниями этих состояний. Из зала был задан интересный вопрос «Почему многие просветленные духовные учителя умерли от рака?». М.А.Баскакова ответила, что «светлый человек» живет в светлой стороне жизни, а что происходит с его «темной стороной»? С одной стороны она минимизирована, а с другой стороны — куда она делась? Она существует в организме в виде телесного сжатия, законсервированной (а, если пользоваться этой метафорой, – и с истекшим сроком годности) энергии. Это подавление собственной витальности, которое и может привести к онкологии.
Сульчинская Ольга Владимировна, редактор журнала «Psychologies» попробовала развеять миф о глянцевых журналах, к которым иногда причисляют и её журнал, как о журналах, которые можно только читать за едой, которые боятся серьезных тем и убегают от смерти и неприятности. На самом деле читатель любого журнала хочет читать про себя, а в жизни любого человека есть и смерть, и печаль.
Журнал «Psychologies» пытается говорить о том, что волнует людей. Так, например, в нем была статья о том, как мужья реагируют на рак молочной железы своих жен. Это были реальные люди и реальные истории. Только что вышел номер с материалом «Чему нас учит боль?».
Сербина Людмила, кандидат психологических наук, психотерапевт европейского реестра (ЕАР), учредитель и член совета профессионального процессуального сообщества, руководитель модальности процессуально-ориентированной психологии ППЛ, преподаватель Института Интегративной Психологии Профессионального Развития отметила важность обращения внимания на телесные симптомы в работе с онкологическими больными. В предложенном процессуальном подходе в онкологическом заболевании симптомы рассматриваются как то «сновидение» (даосы говорят «Дао»), которое хочет проявиться. Это некая энергия, некий аспект жизни, некий «миф жизни», которая хочет выразиться таким странным образом и таким болезненным способом для заболевшего человека. Так, человек может вести однообразный и скучный образ жизни, но, при этом его опухоль, которая растет внутри больного, — стремительно увеличивается, захватывая все тело человека. В данном случае можно допустить, что человек хочет быть активным, но не позволяет себе это. Телесные симптомы онкологических больных – это некий коан, некая задача, которую человеку имеет смысл решить. Также симптомы онкологических заболеваний связаны с нашими глубинными мифами, нашими установками, например, семейными мифами и установками. Было рассказано, как работать с симптомами.
Врач, психолог, кандидат медицинских наук, начальник отдела экстренной психологической помощи «Московской службы психологической помощи населению», член общественного совета психологов силовых структур, преподаватель кафедры экстремальной психологии Московского психолого-педагогического университета Тиунов Сергей Викторович рассказал о службе, ее структуре и задачах. Известие об онкологическом заболевании – это чрезвычайная в жизни человека ситуация и наработанный опыт службы оказания помощи людям, попавшим в чрезвычайные жизненные ситуации, – пригоден и для пациентов онкологических клиник и их родственников.
Были продемонстрированы слайды с изображениями средств восстановления состояний как обращающихся в службу клиентов, так и сотрудников службы. Главным ресурсом восстановления состояний докладчик считает Детство, погружая в который, – уходят депрессии, улучшается настроение. Сотрудники службы выезжают и к онкобольным и работают в длительной терапии, в среднем, – десять сессий. Одна из задач таких посещений онкобольных — общение с внешним миром.
Копонев Сергей Викторович, действительный член профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной народной медицины и целителей, член ассоциации трансперсональной психологии и психотерапевтической лиги, основатель «Лаборатории Эволюции и Экологии Биосистем» по поиску природных веществ в лечении рака, — свое основное внимание сосредоточил на полевых аппаратурных средствах, способных снимать стресс и устранять депрессию. У человека, находящегося в стрессе, — очень плотный внутренний диалог, и для достижения его подсознания, где находятся все его своеобразные психологические «болячки», – необходимо остановить этот внутренний диалог. Выступающий рассказал о методах, применяемые им в работе с онкобольными, улучшающих качество их умирания. Подчеркнул значимость проводимой им работы для родственников умирающих.
Ченцова Галина Михайловна врач, психотерапевт, член Европейской Ассоциации телесных психотерапевтов, председатель совета АТОП и тренер-супервизор АТОП, специалист по биосинтезу, бодинамике, арт-терапии, сертифицированный специалист в области юнгианского анализа и психодрамы, преподаватель курсов по телесно-ориентированной психотерапии, работе с зависимостями, психотерапии психосоматических расстройств, стаж работы в психотерапии более 20 лет, — отметила, что в привычной медицинской онкологии присутствует взгляд на пациента, как на объект, тогда как данный вид заболевания несомненно является психосоматическим (конечно, мультифакторным!) и в последнем случае человек (не хочется говорить «больной») — берется в союзники. Но в таком случае врачам было бы сложно выдержать разговор с пациентом, который осознает свою болезнь. И удлинение жизни, и улучшение качества жизни возможно в случае, когда больной знает свой диагноз и с этим у него начинается внутренняя работа. Он либо уходит на другой уровень – и психологический и духовный, либо остается на уровне этого объекта, как его окружение и ставит. По мнению выступающей именно телесные практики могут помочь в этой ситуации: и онкологическим больным, и как способы саморегуляции для медперсонала.
В заключении, директор по развитию Европейской клиники Калмыкова Елена Владимировна отметила, что в выступлениях участников этой конференции обнаружила много полезного как для себя, так и для клиники. Она считает безумно интересным и перспективным развивать это направление, т.к., это востребовано и больными, и родственниками и даже врачами, работающими в клинике.
круглосуточно
и событий клиники